cross_join (cross_join) wrote,
cross_join
cross_join

Новый саркофаг для Чернобыля

По Франс-5 вчера вечером давали полуторачасовой документальный фильм "Новый саркофаг Чернобыля" (Le nouveau sarcophage de Tchernobyl) из цикла "Наука в широком формате".




Суть проблемы. Сооруженный в 1986 году первый саркофаг рассчитан максимум на 40 лет, он понемногу разрушается, уровень радиации вблизи (десятки метров) уже опасен даже для кратковременного нахождения там человека. "Светящийся" же изнутри плутоний будет распадаться еще примерно 20 тысяч лет.

В 1992 году начались первые конкурсы идей, завершившиеся к 2007 году утверждением проекта сооружения нового саркофага поверх старого. Но не просто саркофага, а герметичной машины по разборке существующего и постепенному извлечению из него радиоактивного топлива. Действительно, срок службы нового хоть и гарантирован на 100 лет, но если не решить вопрос, то через 100 лет придется ставить очередной саркофаг уже поверх прежнего, как в матрешке.

Стройка века: 3000 рабочих, 7 лет работ на площадке (плюс 2 года - проектирование), сооружение 110 метров в высоту, 257 - в ширину и 165 в длину, 2 с лишним миллиарда евро. Подрядчик европейский (французский, преимущественно) консорциум Novarka. (Подробности: фр.яз, рус.яз)

С учетом радиоактивного фона стройку пришлось переносить на 300 метров от старого саркофага. Затем сооружение весом в 36 тысяч тонн нужно было протащить на "салазках" (колесный вариант не выдерживал нагрузки) и закрыть. Некоторые части сооружения были выполнены раздвижными, так как рельеф покрываемого здания мешал прохождению. Внутри установлен заказной суперкран с модулем робото-рукой американского производства, который по замыслу будет разбирать старый саркофаг. Мусор должен укладываться в спецтележки и через шлюзовые входы отправляться на переработку - окончательно вопрос по захоронению пока не решен.

По ходу проектирования и работ приходилось решать массу инженерных задач. Например, стальной каркас хоть и выкрашен антикоррозийной краской, но она отлупится через 10-20 лет, и ажурные железяки начнут ржаветь. Перекрасить их возможности не будет. Пришлось добавлять систему вентиляции (защищенной от выбросов наружу радиоактивной пыти) и поддержки минимального уровня влажности.

Утверждалось, что этот строительный проект на сегодня - крупнейший в мире, проводились аналогии с Эйфелевой башней для уровня 1899 года. Даже если это и не совсем так, в разряд проектов века он точно попадает.

Оригинал этой записи доступен по ссылке https://cross-join.dreamwidth.org/122026.html. Комментарии: comment count unavailable
Tags: ес, франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments